Новые подходы к созданию стратегии
Стратегия как сервис
В прежние, не такие далекие, как может показаться времена, стратег в рекламе выступал в роли "впускного клапана".
В прежние, не такие далекие, как может показаться времена, стратег в рекламе выступал в роли "впускного клапана". Он стоял «на входе» в креатив и внимательно следил, чтобы запускающийся маховик рекламной кампании вращался в нужном направлении. Спустя десяток встреч с клиентом, миллионы рублей ротации и нескольких месяцев ожидания, команда агентства вместе с клиентом собирались и проводили оценку эффективности проведенной кампании.

Между стартом разработки, от возникновения задачи на стороне клиента до запуска кампании в ротацию, и этапом оценки результатов могли пройти годы, буквально. В моем опыте самая длинная разработка кампании – от постановки задачи до запуска в ротацию длилась 2 года. Слышал и о более долгих кампаниях (в транснациональных «гигантах»).

Кажется странным, что сегодня, когда подходы к работе с бренд-контентом меняются радикально, агентства и клиенты придерживаются тех же самых процессов, что и в теплые «ламповые» времена монополии ТВ.

Bite, snack, meal?

В чем же основной вызов к планированию рекламных кампаний сегодня? В том, что медиа фрагментировались максимальным за всю историю человечества образом. И потребитель может сделать выбор – не только когда и что потреблять, но и в какой форме - bite, snack или meal content. Это означает, что агентства должны производить контент с разным «горизонтом» планирования – «легкий и быстрый» контент на неделю, «быстрый и питательный» на месяц, «самый вкусный и питательный» на полгода - год.

Это в свою очередь означает, что стратегия должна приниматься в расчет на всех этапах планирования контента – от bite до meal, соответственно. Странным будет обед, на котором аперитив из китайской кухни, закуски из индийской, а основные блюда поморской, например.

Однако, это именно то, что происходит сегодня во многих агентствах. Стратег привлекается на разработку основного блюда (TVC campaign, $ 100k), в то время как, например, в социальных сетях царит анархия (post, $100?).

Business as usual

Главная причина разрозненности контента в том, что работа с разным контентом требует разных подходов. Привычный формат, когда клиент брифует агентство на годовую стратегию все менее эффективен. Зачастую такая стратегия после утверждения уходит прямиком в стол.

Почему? Потому что для реализации стратегии нужна последовательность. Которую чаще всего мы себе позволить не можем. В течение года все меняется - появляются новые информационные поводы, меняется продуктовый план или задачи по портфелю, оказываются неактуальными ряд предположений и, конечно, реакция рынка и пользователей требует постоянной реакции.

Закуска из супа?

Дело в такой небольшой, но крайне важной ошибке восприятия. Естественным образом воспринимается, что если у нас есть meal, основное блюдо, то о закусках bite и snack нечего беспокоиться. Мы просто поделим одну большую единицу контента на много маленьких (на целый год!) и у нас получится «полноценный контентный рацион».

Нет! Нельзя сделать из горохового супа закуску и равным образом из сухариков нельзя сделать основное блюдо (по крайней мере я о таком не слышал)).

Разный контент требует принципиально разного подхода к созданию, других расчетов и манеры исполнения.

Берусь утверждать, что чем меньше единица контента – тем ближе его содержание должны быть к потребителю. И соответственно, чем более масштабный контент готовится, тем больше он может быть сосредоточен на самом продукте.
Адаптированный подход к созданию "контентного меню"
При разработке долгосрочного плана коммуникаций стратегия не должна быть одним из пунктов на «входе и выходе». Стратегия должна быть каждодневной практикой. В идеале, все активности бренда должны быть согласованы со стратегией, включая социальные сети, работу с блогерами, съемки ролика и работу с CRM. Стратег таким образом выступает куратором контента от бренда. Ошибочно восприятие стратега, как одномоментного специалиста.

Такой осознанный «абонентский» подход к стратегу в команде я называю (по аналогии с software) - strategy as a service. Хотя дело в не терминах, а в насущной необходимости для брендов быть гибкими в планировании, запускать небольшие тестовые кампании, работать над повышением эффективности коммуникаций в текущем режиме.

Еще один немаловажная причина для участия стратега в разработке рекламной кампании - креативный процесс. Я считаю (и кажется со мной согласятся почти все), что наличие стратега в команде облегчает и делает более эффективной работу креативной команды. Стратег для креативной команды выступает поставщиком аудиторных инсайтов, которых, как известно, много не бывает. Креатив, основанных на правдивых инсайтах аудитории - сильный и убедительный, имеет гораздо больше шансов и быть утвержденным для производства и повлиять на покупательское поведение аудитории. Создание креатива ради креатива не радует и самих креативщиков.

Интуиция подсказывает, что скоро участие стратега во всех процессах планирования станет нормой и, возможно, «стратегия как сервис» даже станет обязательным условием и требованием клиентов.

Если вы уже чувствуете недостаток в «стратегическом взгляде» на вашу рекламную деятельность – напишите, и мы обсудим, чем я смогу быть вам полезен.
Made on
Tilda